Образование детей с ОВЗ и умственной отсталостью

Нормативная база
введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ,  ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

федеральный уровень

Федеральный закон  декабря 2012 г. N 273-ФЗ (выдержки из закона по обучению детей с ОВЗ)

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Федеральный закон РФ № 419-ФЗ от 01.12.2014

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014 N 419-ФЗ (последняя редакция)

О создании интернет-ресурса для педагогических работников и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ

О деятельности федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра

Методические-рекомендации-родителям-в-речевом-развитии-детей-с-ограниченными-возможностями-здоровья

Методы-и-приемы-развития-высших-психических-функций-у-учащихся-среднего-звена-с-особыми-потребностями

Организация-интегрированного-обучения-детей-с-отклонениями-в-развитии

Организация-психолого-педагогического-сопровождения-детей-с-речевой-патологией-в-образовательном-учреждении

Особенности-внимания-детей-с-нарушением-слуха

Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528-н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»

ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 2 ДЕКАБРЯ 2015 Г. № 1399 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ («ДОРОЖНОЙ КАРТЫ») МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ НА НИХ УСЛУГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Постановление-Главного-государственного-санитарного-врача-от-10.07.2015-№26-Об-утверждении-СанПиН-2.4.2.3286-15

Приказ-минобрнауки-России-от-09.11.2015-г.-№-1309-Об-утверждении-порядка-обеспечения-условий-доступности-для-инвалидов-объектов…

Приказ-минобрнауки-России-от-19.12.2014-г.-№1598-Об-утверждении-ФГОС-начального-общего-образования-обучающихся-с-ОВЗ

Приказ-минобрнауки-России-от-19.12.2014-г.-№1599-Об-утвержденииФГОС-образования-обучающихся-с-умственной-отсталостью

Приказ-минобрнауки-России-от-30.08.2013-г.-№1015-Об-утверждении-порядка-организации-и-осуществления-образовательной-деятельности…

СП-59.13330-Свод-правил.-Доступность-зданий-и-сооружений-для-малобольных-групп-населения

Учебно-методическое обеспечение

Информация о реализации адаптированных программ

 Примерные адаптированные основные образовательные программы обучающихся с ОВЗ, умственной отсталостью

региональный уровень

Реализация в Самарской области межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе профориентации и занятости указанных лицплексный план по ОВЗ

Реализация в Самарской области межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе профориентации и занятости указанных лиц

Порядок взаимодействия МОН СО и подведомтственных ему организаций и других образовательных организаций Самарской области по реализации мероприятий, предусмотренных программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка инвалида)

Распоряжение Министерства образования и науки Самарской области № 130-р от 18.02.2016 Об отдельных аспектах механизма реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида

уровень ОО

Паспорт доступности

Положение обучения на дому обучающихся с ОВЗ в ГБОУ ООШ № 12 пос. Шмидта г.о. Новокуйбышевск

Положение об оказании логопедической помощи в ГБОУ ООШ № 12 пос. Шмидта г.о. Новокуйбышевск

Положение об организации обучения на дому

Положение о психолого-педагогическом консилиуме ГБОУ ООШ № 12 пос. Шмидта г.о. Новокуйбышевск

Положение о формах, периодичности и порядке осуществления контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающизхся (в том числе обучающихся с ОВЗ) ГБОУ ООШ № 12 пос. Шмидта г.о. Новокуйбышевск с ЭП

Положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Положение об инклюзивном образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Положение о порядке разработки, утверждения и реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

2022-2023 учебный год

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1)

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)

 Программа воспитания с ЭП

Приложение 1 Календарный план 1-4 классы к программе воспитания с ЭП

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (5-9 классы, обновленный ФГОС)

Адаптированная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (6-9 классы)

Программа воспитания с ЭП

Приложение 2 Календарный план  5-9-классы к программе воспитания  с ЭП

Циклограмма оказания услуг по коррекционно-развивающему сопровождению обучающихся с ОВЗ на 2022-2023 учебный год

Приказ о работе ППк на 2022-2023 учебный год

Сведения о повышении квалификации педагогов по вопросам обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ на 01.09.2022 год

 

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

с 1 сентября 2020 года на базе Регионального отделения «Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов Самарской области» (далее – ВОРДИ) начал функционировать консультационный пункт службы сопровождения семей «Семейные приёмные ВОРДИ». Семейные приемные ВОРДИ

Интернет-проект  Дислексия. NET-онлайн. Данный ресурс направлен на информирование родителей о современных возможностях организации образовательного процесса обучающихся с дислексией http://dyslexiarf.com/disleksiya-onlajn/